История видеоигр начинается с изобретения «тенниса для двоих», также известного как Pong. В 1958 году физик Уильям Хигинботам решил доказать друзьям, что наука – это не только интересно, но ещё и очень весело. Потратив три месяца своего личного времени, Билл собрал из списанных радиодеталей некое устройство и подключил его к лабораторному осциллографу. К удивлению, других учёных, на экране прибора появились ракетка и мячик. Мало того, этой ракеткой можно было двигать и отбивать атаки противника. Чем не арканоид? Позже, используя разработки Хигинботама, предприимчивые электронщики создали первую телевизионную приставку.
Почти 30 лет спустя теперь уже советский ученый Алексей Пажитнов придумал игру всех времён и народов «Тетрис», используя для этого обычное пентамино. Именно с 1984 года и начинается отсчёт современной истории казуальных игр. Впрочем, мнений на этот счёт существует несколько. Нельзя забывать о таких классических аркадных развлечениях, как Breakout (Atari, 1976), Othello (Nintendo, 1978) и PacMan (Namco/Midway, 1979), которые появились ещё раньше.
Принято считать, что казуальные игры – удел замученных бытом домохозяек. И действительно, согласно исследованиям компании Alawar Entertainment, большую часть аудитории составляют женщины (58%), а мужчинам остаётся второе место (42%). Но вот нюанс, в зависимости от географии опросов данные могут меняться. И если в Америке типичным покупателем является 45-летняя домоуправительница, то в России игры этого формата востребованы у более молодой по сравнению с Западом аудитории.
Основной спрос на казуальные игры наблюдается у российских пользователей в возрасте от 25 до 45 лет, как у мужчин, так и у женщин. При этом низкая доля детской аудитории объясняется лишь тем, что в большинстве случаев покупку казуальной игры осуществляет не ребенок, а взрослый. Дети попросту не знают, чем занимаются их родители, пока босс не видит. Тем не менее 16% от всего объёма покупок делается папами и мамами для своих ненаглядных. Кроме того, в 32% случаев покупка казуальной игры осуществляется для всей семьи.
Особой популярностью пользуются сегодня интерактивные детективы и квесты в стиле «Я ищу», где большая часть игрового процесса сводится к разговорам, решению головоломок и обязательному пиксельхантингу (методичному прокликиванию экрана в поисках улик и квестовых предметов). Большинство подобных игр отличаются запутанным авантюрным сюжетом, не заскучаешь.
Ещё одна популярная разновидность казуальных игр – это бизнес-симуляторы («Diner Dash», «Весёлая ферма» и др.). Сравнивать их с хардкорными тайкунами, конечно, бессмысленно. Да и надо ли? Ведь геймерам нравится не обилие экономических характеристик, а динамичный, необременительный и весёлый игровой процесс на свежем деревенском воздухе.
Некоторые люди считают, что казуальные игры – пустое времяпрепровождение и от них нет никакой пользы. На самом деле — это заблуждение.
Согласно статистическим опросам, более 20% казуальных геймеров обращались к помощи простых игр, пребывая на больничной койке. Для того, чтобы отвлечься от послеоперационных болей и просто развеселиться. По словам всё тех же пациентов, у них не было сил на серьёзные игры, а поиграть очень хотелось. Мало того, казуальные игры могут спасти тонущий семейный корабль, помочь восстановить отношения между родственниками, наконец, вернуть бабушкам их заигравшихся внуков. Ведь теперь можно играть вместе. Треть опрошенных людей заявила, что любит собираться у компьютера (или игровой приставки) всей семьёй. Ведь во время игры исчезает всяческое недопонимание между людьми.